на главную страницу

СТИЛИ РЕЧИ. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 10 .

Форма урока: урок с использованием поисковых систем
ТСО на уроке: компьютер с выходом в Интернет
Цель урока:

План урока:

1.     Организационная часть - 2 минуты

2.     Объяснение нового материала

o       Обсуждение по вопросам - 5 минут

o       Лекция с показом презентации - 20 минут

o       Работа с таблицами или с Интернет-сайтами - 18 минут

3.     Домашнее задание присылается по электронной почте, так как является частью внеаудиторной работы.

Ход урока:

КЛАССНАЯ РАБОТА

  1. Определение основных понятий темы. Обсуждение.

1.      Продолжи фразу «Стиль – это…».

2.      Почему  стили в лингвистике называют функциональными?

3.      Что такое стилистический жанр?

4.      Как соотносятся понятия «функциональный стиль и «стилистический жанр»?

5.      Какая классификация функциональных стилей существует?

6.      Почему не все исследователи  включают в эту классификацию стиль художественной литературы?

  1. Официально-деловой стиль. Показ презентации, сделанной в Power Point.
     Обратившись к следующим материалам, можно дополнить общую характеристику официально-делового стиля:

 http://www.spravka.gramota.ru/blang.html?id=131

http://www.i-u.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/32.aspx

Задание 1. Результатом  данной работы должна быть заполненная таблица «Характеристика официально-делового стиля».

Сферы функционирования

 

Жанры

 

Языковые особенности:

лексические

 

словообразовательные

 

морфологические

 

синтаксические

 

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА  (на домашнем компьютере)

За неимением времени (в старших классах урок русского языка всего 1 час в неделю) последующая работа проводится вне школьной аудитории. Учащиеся в течение недели изучают материал и сдают письменные работы (присылают на электронный адрес преподавателя или приносят тетрадь с выполненными заданиями).

  1. Жанры официально-делового стиля. Определите требования, предъявляемые к оформлению заявления и доверенности. Используйте материалы сайтов:

http://stilistika.by.ru/07.shtm

http://www.gramma.ru/DEL/?id=4.1

http://www.de.uspu.ru/Technology_and_entreprise/Metodes/GSE/F/04/2/04_sti2d.htm

Задание 2. Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

Задание 3. Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте один из текстов.

А.

Директору автобазы № 2

от Никифорова Л.Н.

 

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь

 Никифоров Л.Н.                                                                                                                 2 марта 19... г.

 

Б.

Доверенность

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему верному спутнику по жизни, т.е. мужу (он же Шевчук И.С) по­лучить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

 Л. А. Шевчук                                                                                                                      16 декабря 19... года

 

  1. Культурно-нормативные аспекты делового стиля и типичные ошибки в деловой речи. Изучите следующие материалы:

http://www.de.uspu.ru/Technology_and_entreprise/Metodes/GSE/F/04/2/04_sti2.htm

http://www.ido.edu.ru/ffec/rlang/rl14.html#14-1

http://gramota.ru/book/ritorika/index2.htm

http://www.i-u.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/34.aspx

Выполните задание и пришлите на электронный адрес преподавателя.

Задание 4.. Определите  в предложениях элементы официально-делового стиля (подчеркните их в предложении, в соседней колонке укажите, какое именно языковое средство использовано). Целесообразно ли их употребление в данных ситуациях? В случае необходимости осуществите редакторскую правку.

 

Предложения

Языковые средства

Редакторская правка

1. При непредоставлении информации об оплате в 10-дневный срок со дня отправления извещения узел будет вынужден произвести временное приостановление доступа к электросвязи (выключение телефона) на основании п. 32 Правил оказания услуг телефонной связи.

 

 

2. Прием участников в Фонд осуществляется решением Совета Фонда.

 

 

3. Наш младший сотрудник помогает гражданину Шмулисону на предмет восстановления его интимной нетрудоспособности (Белянин А. "Отстрел невест'').

 

 

4. Необходимо вести рентабельным способом сельское хозяйство до оптимальных размеров (из циркуляра).

 

 

5. В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплат и пенсий необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий коммерческих структур.

 

 

6. К ним [требованиям законности] можно отнести соблюдение организацией, ее должностными лицами, готовящими документ, положений действующего законодательства, регламентирующего принятие решения по тем или иным вопросам, компетенции, сроков, дающих право на разрешение вопроса, необходимости предварительного согласования вопроса с другими организациями или подразделениями и т. д.

 

 

7. В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда (Платонов А. "Котлован").

 

 

8. Сначала он посещал вокзал, преимущественно товарные платформы прибытия грузов, и там был рад накоплению товаров (Платонов А. "Государственный житель").

 

 

9. Петр Евсеевич ежедневно следил за ростом сооружений, потому что в теплоте их крова приютятся тысячи трудящихся семейств и в мире после их поселения станет честней и счастливей (Платонов А. "Государственный житель").

 

 

Задание 5. Сделайте задание 5 и 6  со страницы http://rus.1september.ru/article.php?ID=200104507

5. «Опасности» официально-делового стиля.

http://til-lit.narod.ru/HTML-doc.htm

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/galnora/1.shtml

Задание 6 (для желающих). Напишите текст, в котором бы возникал юмористический эффект из-за  неуместного  использования языковых средств официально-делового стиля.

Задание 7. Презентация. Выберите здесь тему (она может быть предложена учеником, но обязательно обсуждена с учителем). Пользуйтесь коллекцией ссылок http://til-lit.narod.ru/web-quest.htm

Особое внимание обратите на следующие источники:

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/index.html

http://www.i-u.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/

http://stilistika.by.ru/01.shtm

http://www.de.uspu.ru/Technology_and_entreprise/Metodes/GSE/F/04/2/map.htm

 

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «СТИЛИСТИКА»

1. Задания 1-5. Выполняются дистанционно в течение 2 недель. Максимальный балл – 55.

2. Тест. Проводится в классе. Максимальный балл – 15.

3. Презентация. Максимальный балл – 30.

 

Шкала оценок: по курсу (в баллах)

60-74 баллов – удовлетворительно

75-90 баллов – хорошо

91-100 баллов - отлично

 

 

на главную страницу

Hosted by uCoz